"Мы - вместе, мы - Петербург!"

Конференция «Опыт и перспективы взаимодействия государственных и общественных организаций в сфере адаптации детей-инофонов в Санкт-Петербурге»


Конференция «Опыт и перспективы взаимодействия государственных и общественных организаций в сфере адаптации детей-инофонов в Санкт-Петербурге»

01.10.2018

Конференция «Опыт и перспективы взаимодействия государственных и общественных организаций в сфере адаптации детей-инофонов в Санкт-Петербурге» прошла 27 сентября в Санкт-Петербургском Доме национальностей.

Участники конференции обсудили основные проблемы и тенденции в сфере адаптации детей-инофонов, познакомились с опытом работы государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений города в области языковой, социальной и культурной адаптации детей-инофонов, обозначили перспективы развития механизмов адаптации детей-инофонов в Санкт-Петербурге.

Представители Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского Дома национальностей познакомили участников конференции с опытом работы в сфере социокультурной адаптации мигрантов и членов их семей на региональном уровне на примере мероприятий по повышению потенциала работающих в этой сфере специалистов, улучшению взаимодействия с общественными организациями, правовой и информационной поддержке, экскурсионных и культурно-массовых мероприятий. В ходе обсуждения докладов были высказаны пожелания об улучшении информирования потенциальных участников мероприятий об их проведения.

В докладе начальника отдела поддержки и развития некоммерческих организаций Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Андрея Яковлева была дана информация о возможностях государственной поддержки деятельности национально-культурных объединений в сфере адаптации детей-инофонов и развития межнациональных отношений в целом.

Ведущий специалист отдела общего образования Комитета по образованию Юлия Ускова представила статистические данные о детях иностранных граждан, обучающихся в дошкольных и школьных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, рассказала о проблемах, возникающих в том числе, из-за нарушения родителями миграционного законодательства. Участники конференции обратили внимание на необходимость совершенствования дополнительной системы оказания бесплатной помощи детям-инофонам в изучении русского языка и важность расширения возможностей изучения русского языка и на базе государственных образовательных учреждений: в настоящее время основная работа в этом направлении выполняется общественными организациями. Также была отмечена необходимость улучшения информирования родителей детей-инофонов о механизмах устройства детей в детские сады и школы, о действиях в случае возникновения проблем.

В выступлении ведущего специалиста юридического отдела Аппарата уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анастасии Петровой были рассмотрены случаи нарушения прав детей-инофонов и представлены механизмы профилактики подобных нарушений и оказания помощи детям-инофонам.

Анализ статистических данных, тенденций, основных проблем в сфере адаптации детей-инофонов был представлен в выступлении эксперта по работе с трудовыми мигрантами и этническими меньшинствами Благотворительного фонда «ПСП-фонд» Андрей Якимов. Было отмечено, что в условиях устойчивого роста семейной миграции необходимо создание целевых программ, направленных непосредственно на адаптацию детей-инофонов. При этом для успешности адаптационных процессов необходимо участие в них и местного населения, как взрослых, так и детей. Также необходимо сделать доступной систему дошкольного и школьного образования для всех детей-инофонов. Посещение детского сада и школы – самый эффективный механизм адаптации детей иностранных граждан в российском обществе.

Большое количество докладов было посвящено обмену опытом реализации общественными и государственными организациями конкретных программ и проектов, направленных на языковую, социальную и культурную адаптацию детей-инофонов.

Так, координатор общественной организации «Дети Петербурга» рассказала о том, как эта волонтёрская организация с 2012 года помогает детям мигрантов выучить русский язык и устроиться в школу, а также представила новые форматы работы, такие как весенние и летние городские лагеря, проиллюстрировав это фотографиями из презентации.

Директор Информационного центра по миграционному законодательству Санкт-Петербургского отделения Российского Красного Креста Наталья Зайберт рассказала об опыте проведения дополнительных занятий по изучению русского языка для детей-инофонов.

Директор Благотворительного фонда «ПСП-фонд» Борис Панич рассказал о возможностях использования разработанных организацией настольных игр «Россия – страна возможностей?» и «Будем знакомы?» в качестве методических пособий, способствующих развитию межнационального диалога между школьниками. Были представлены разработанные при поддержке Санкт-Петербургского Дома национальностей методические рекомендации по работе с детьми-инофонами для сотрудников дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Заведующая отделением дневного пребывания Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Виктория Ткаченко совместно с директором Информационно-методического Центра Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ольгой Гребенниковой представили опыт работы района в сфере адаптации детей-инофонов, в том числе уникальный электронный ресурс для поддержки русского языка в полиэтнической школе «Говоруша».

Выступление учителя-логопеда детского сада № 69 Калининского района Санкт-Петербурга Анны Толстовой было посвящено рассказу об опыте участия в проекте «Азбука в России», направленном на развитие межнационального диалога в детских садах с многонациональным составом воспитанников, о перспективах развития этого проекта в 2018-2019 гг.

Руководитель социального подросткового центра «Островок» Светлана Селезнева рассказала об особенностях подхода к работе с детьми мигрантов, которые ходят на занятия вместе с русскоязычными ребятами.

Заведующий образовательным отделом Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков Николай Комягин и сотрудник научно-просветительского отдела Государственного музея истории религии Ольга Тюленева поделились своими креативными подходами к знакомству детей с искусством. Для этого специалисты музеев используют различные интерактивные приёмы, мастер-классы и другие формы работы, пробуждающие активность детей, их взаимодействие с культурной средой. Таким образом, искусство предстаёт перед детьми не абстрактным и непонятным, а захватывающим и, вместе с тем, доступным для понимания.

Организатор интерактивного форум-театра Гузель Хазиева поделилась своими знаниями о том, как социальный театр помогает в процессах адаптации, а также рассказала об опыте организации форума-театра для детей и подростков в городских лагерях организации «Дети Петербурга».

Инициатор и со-организатор фестивалей культуры Центральной Азии Айымжан Бакы рассказала о результатах проведения предыдущих фестивалей и поделилась своими мыслями о роли мероприятий, посвящённых культуре родных стран детей инофонов, о важности знакомства местного населения с красотой культуры стран, откуда приезжают мигранты.

По итогам конференции будет подготовлен и опубликован сборник материалов.

Мероприятие было организовано СПб ГКУ «СПб Дом национальностей» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.IMG_3250.jpgIMG_3230.jpgIMG_3274.jpgIMG_3298.jpgIMG_3285.jpg


Возврат к списку