"Мы - вместе, мы - Петербург!"

Круглый стол «Актуальные вопросы школьного образования детей-мигрантов»

Круглый стол «Актуальные вопросы школьного образования детей-мигрантов»

20 марта в СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей» состоялся Круглый стол «Актуальные вопросы школьного образования детей-мигрантов».

Инициаторами и организаторами данного мероприятия выступили: Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (Отдел образования) и Информационно-методический центр Приморского района. Мероприятие прошло при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге и СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей».

В мероприятии приняли участие 65 человек - представители государственных структур; научных, исследовательских и образовательных учреждений; благотворительных организаций и организаций социальной защиты; национально-культурных объединений Санкт-Петербурга. Они обсудили актуальные, а порой и проблемные, вопросы, связанные со школьным образованием детей-мигрантов.

Выступая на заседании Круглого стола, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге С.Ю. Агапитова затронула тему непростой ситуации, в которую попадает образовательное учреждение, когда у ребенка-мигранта - учащегося школы заканчивается срок пребывания на территории РФ, и привела статистические данные по изменению численности детей-мигрантов, обучающихся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Обсуждение вопроса законности нахождения на территории РФ родителей -граждан иностранных государств- вместе с детьми продолжил помощник начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области В.Д.Ильченко. Он отметил, что основная проблема возникает с теми детьми, которые уже приняты в образовательные учреждения, учатся там, но срок их пребывания на территории РФ истек. С одной стороны, ребенок не имеет права далее находиться на территории РФ, с другой - у школы нет оснований его отчислить. Выход из такого «тупикового положения» один: работники образовательных учреждений должны информировать органы УФМС об истечении сроков пребывания на территории РФ у их учеников. Дальнейшая работа с этими детьми, а точнее - с их родителями или законными представителями, должна проводиться органами УФМС. Сейчас УФМС разрабатывает временный порядок действий в подобной ситуации, так как урегулирование правового статуса детей-мигрантов не должно идти вразрез с принципами защиты прав и интересов ребенка.

Ведущий специалист отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга И.А. Прокуророва в своем выступлении отметила, что в данном районе количество обучающихся детей-мигрантов весьма высоко (в отдельных школах их численность составляет около 70%), и поддержала мнение о том, что по истечению срока пребывания ребенка на территории РФ образовательное учреждение должно уведомлять об этом родителей и органы УФМС, а не отчислять его из школы.

Сотрудник СПб РО ООО «Российский Красный Крест» Н.В. Писаревская проинформировала участников Круглого стола о состоянии дел, касающихся обучения мигрантов русскому языку, подготовки детей-мигрантов к сдаче ЕГЭ, организации совместных уроков мам (родителей) и детей, а также преподавания русского языка в Афганском культурном центре. В своем сообщении она акцентировала внимание на необходимости повышения общего социо-культурного уровня мигрантов и поделилась планами преподавания русского языка не только, как иностранного языка для мигрантов, но и как отдельного самостоятельного предмета.

К обсуждению актуальных вопросов, затронутых в ходе выступлений специалистов, подключились присутствующие директора и педагоги учебно-образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалисты районных информационно-методических центров, представители благотворительных организаций, организаций социальной защиты, национально-культурных объединений Санкт-Петербурга и другие заинтересованные лица.

Заведующая Центром международных и региональных проектов Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Н.В. Богатенкова рассказала о педагогических аспектах проблемы, отличиях между термином «мигрант» и «инофон», подчеркнула важность работы с педагогами, разработки целевых программ, направленных на адаптацию и интеграцию детей, развития профессиональной компетенции педагогов.

Подводя итоги работы Круглого стола, его участники отметили актуальность проблем школьного образования детей-мигрантов в современных условиях поликультурного и многонационального мегаполиса. Вместе с тем, ими была достигнута договоренность о сборе и систематизации информации, связанной с обучением детей-мигрантов, и поставке своих предложений, наблюдений, замечаний, проблемных вопросов в рамках данной тематики в Санкт-Петербургский Дом национальностей с тем, чтобы осенью 2014 года собраться на очередную встречу и продолжить начатое конструктивное обсуждение.


Возврат к списку