К 75-летию Победы!

Амет-Хан Султан – лётчик из легенды

08 мая 2020

Известный лётчик-испытатель Амет-Хан Султан родился 20 октября в 1920 году в г. Алупка Крымской АССР в семье рабочего.

В Советской Армии с 1939 г. Окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу в 1940 г. На фронте с первых дней войны.

31 мая 1942 года, впустую израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего "Харрикейна", Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошёл вниз, увлекая за собой застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал он уже из горящих обломков. За эти достижения 24 августа ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Летом воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточённой воздушной схватки, но теперь над Сталинградом.

Ко времени ожесточенных боёв в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б. Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре".

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза, оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда лёгкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боёв, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в группе.

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему лётчику повторно присваивается звание Героя.

Амет-Хан в мирное время стал испытателем новой авиационной и космической техники. В начале 50-х гг. вместе с другими летчиками провел серию уникальных испытаний крылатых снарядов-прообраза нынешних крылатых ракет большой дальности.

Через его руки прошло более ста типов летательных аппаратов разных конструкций и модификаций, многим туполевским, микояновским, яковлевским, суховским, ильюшинским самолетам он давал путевку в жизнь.

1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Амет-Хан Султан и экипаж погибли. Похоронен на Новодевичьим кладбище в г. Москве.

Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, Знак почета и многочисленными медалями. Навечно зачислен в списки военной части.

Именем Героя названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале.

Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы.

В Ярославле в 2010 году установлен памятник.

На здании Симферопольского железнодорожного вокзала Амет-Хану установлена мемориальная доска.

В 2013 году открыт памятник в Киеве в парке Славы.

В Алупке расположен музей Амет-Хана Султана.